В 11-м номер литературно- художественногое журнала «Смена» читайте: о жизни и творчестве Владимира Галактионовича Короленко, о судьбе графа Федора Ивановича Толстого, о творчестве великого Клода Моне и его последователей, «отцов» американского импрессионизма Теодора Робинсона и Теодора Батлера, интервью с одним из ярчайших актеров советского кино Львом Прыгуновым, мистическую повесть Дарьи Булатниковой «Разбойничий камень» и многое другое…

Осипов, Ю. Писатель с сильным сердцем // Смена. -2021. - № 11 – с. 4 – 14.

Литературный мэтр, почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, Короленко заслужил широкую известность также своей правозащитной деятельностью- и в царское время, и в годы Гражданской войны, и в начальный период укрепления Советской власти. «Радуешься тому, что он живет и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь». Так писал о Короленко в 1913 году Иван Бунин.

Увы, до революции ему была уготована сибирская ссылка, а после – отторжение и изоляция за открытое осуждение методов построения социализма большевиками.

Зубкова, А. Этот удивительный граф// Смена. -2021. - № 11 – с. 15– 27.

Отнюдь не самый известный представитель обширного рода Толстых, он был, несомненно, самым экстравагантным. Граф Федор Иванович Толстой, прозванный Американцем, был, по определению его двоюродного племянника Льва Толстого, человеком «необыкновенным, преступным и привлекательным». В то же время он был личностью далеко не однозначной. Участник первого русского кругосветного путешествия и сибарит, знаток изысканной кухни и тонких вин, а также изящной словесности, отважный офицер и герой Бородина. Человек неукротимого нрава, дуэлянт, отправивший, по свидетельству некоторых современников, к праотцам одиннадцать человек и при этом нежный отец и супруг. Наконец искуснейший картежный шулер, не знавший жалости, способный до нитки обобрать любого, севшего с ним за картежный стол, и добряк, готовый отдать последнюю копейку, чтобы помочь человеку, попавшему в беду. Неудивительно, что столь колоритный персонаж стал прототипом многих литературных героев, в том числе и созданных гением Пушкина, Грибоедова, Льва Толстого и Тургенева.

 

 

Опимах, И. Одна картина и три художника// Смена. -2021. - № 11 – с. 70 -77.

В истории картина Теодора Робинсона «Свадебный марш» переплелись судьбы трех художников, одного француза и двух американцев. Великий Клод Моне в 1883 году приобрел землю в Нормандии, в живописной деревушке Живерни, где вдохновенно писал цветы, свой сад, а ещё детей, его собственных и детей Эрнеста и Алисы Ошеде, которые повзрослели и похорошели. На его картинах этого времени- мальчики, ловящие рыбу, девушки- читающие, гуляющие, рисующие… Особенно ему нравилось писать свою падчерицу Сюзанну Ошеде - с книгой в руках , погруженную в чтение или гуляющую под зонтиком на фоне бурного цветения его сада…  

Но жить в деревне, общаться только с детьми и Алисой Ошеде ему было скучновато. И он разослал письма своим друзьям, приглашая их к себе в гости. Приехал в Живерни и американский художник Теодор Робинсон, а затем и его друг Теодор Батлер. Батлер познакомился с очаровательной Сюзанной Ошеде, любимой моделью Моне, той самой читающей или гуляющей девушкой с его полотен. Она покорила сердце американца. 20 июля 1892 года Клод Моне вел под руку Сюзанну, наряженную в элегантное свадебное белое платье. Вел, чтобы отдать в руки Теодора Батлера. А запечатлел все это на своей картине Теодор Робинсон.