Деревня Стрелы: крестьянский дом

Деревянный рубленный крестьянский дом – это удивительное строение, где все предусмотрено до самых мелочей. Он по-своему индивидуален и сделан добротно, что называется, на века. Сельский жилой дом прошёл длинный путь практического отбора. В результате этого в нем осталось то, что необходимо для удобства крестьянской семье. Имеющиеся дома в деревне Стрелы Ростовского района (до 1929 г. – уезда) наглядно подтверждают это.

Настоящее сообщение написано как дань уважения тем, кто строил и бережно сохранял дома для будущих поколений, а также и потому, что сегодня они погибают от времени и пожаров, меняют облик и планировку от перестроек.

Константин Степанов

После Великой Отечественной войны многие крестьяне в деревне Стрелы Ростовского района Ярославской области проживали в деревянных домах, ранее называемых избами, построенных в основном в конце XIX – начале XX вв. Зачастую это были дома-пятистенки на шесть или пять окон по главному (уличному) фасаду, украшенных наличниками с накладной глухой рельефной или пропильной резьбой, а также накладными затейливыми узорами. Их красили масляной краской нескольких цветов, например, синий – белый, зеленый – белый, желтый – коричневый.

Нередко в доме-пятистенке имелись две горницы с окнами во двор (на проулок), а в «доме-одноколке» на три окна – одна. С задней (тыльной) стороны к нему пристраивался хозяйственный двор для домашнего скота с сеновалом.

Крестьянский дом был двухуровневый. Подклет занимала кладовая, где в сусеках хранились сельскохозяйственные продукты. Над ним располагалось жилое помещение, мост (сени) и часто горница.

Чердачное помещение с подстропильными балками, наклонными стропилами, соединяющимися между собой при помощи шипов, служило для различных нужд, в т.ч. и сушки белья. Для дополнительного укрепления широкой крыши дома-пятистенка ставились вертикальные стойки и наклонные подкосы. Подстропильные балки ложились на верхний венец сруба дома.

На чердаке из обожженных кирпичей выкладывался печной боров, используемый крестьянами для чистки дымохода от сажи.

Крыша на домах чаще была полувальмовой, но иногда и двускатной. На полувальмовой части крыши, выходящей на фасад, обычно находилось слуховое окно с фронтоном, пропильной или глухой обшивкой свеса карнизов, накладными узорами и одной или несколькими оконными рамами разных конфигураций. Выступая, оно являлось продолжением конька и имело небольшую двускатную крышу. Деревянный каркас слухового окна снаружи обшивался тесом.

Крыша покрывались дранкой из дерева или кровельным железом, которое красили в зеленый, синий или коричневый цвет. Струганная дранка имела прямоугольную форму, примерно 40 х 10 см, толщиной около 3–5 мм. При помощи тонких удлиненных «драночных» гвоздей полоски прибивались внахлест к обрешетке стропил по нескольку слоев. Со временем дранка из осины «выгорала» и смотрелась как серебристая рыбья чешуя, придавая дому еще большую красоту. Однако с 1960-х гг. крыши стали покрывать шифером и зачастую прямо на дранку.

Покрашенная краской пропильная или глухая обшивка свеса карниза на фасаде и по бокам также украшала строение. При этом особый колорит и красоту постройке придавали пропильные кронштейны, поддерживавшие карниз.

В последнее время в моду вошли пластиковые окна, и некоторые жители деревни установили их на свои дома. Поэтому фасады этих зданий сегодня выглядят как-то необычно, неестественно.

Бревенчатый сруб дома мог иметь около 15–18 венцов, срубленных в чашу. Во время сборки в угловую, чаще правую по фасаду чашу закладного венца или же сразу в четыре, клалось по одной или нескольку монет. Согласно примете, это делалось для того, чтобы в семье, для которой строился дом, всегда был достаток. Между предпоследним и последним венцами сруба плотники врубали две или три поперечные балки. Сверху на них продольно укладывались толстые оструганные доски (потолочины). Широкие и толстые сосновые половые доски (половицы), «пятидесятки» (50 мм), лежали на трех-четырех опорных лагах. Под лаги могли быть установлены опоры в виде вертикально поставленных бревен, которые стояли на кирпичных стульях, выложенных при помощи цементного раствора.

При постройке сруба концы бревен (остатки) выступали из чаш примерно на 30 см. Со временем на спилах дерева появлялись замысловатые узоры. Впрочем, их не всегда можно было увидеть, т.к. они прикрывались вертикально прибитой доской (причелиной), украшенной сверху у карниза накладной резьбой. Эта доска красилась масляной краской под цвет наличников.

Как правило, закладные венцы сруба ложились на фундамент или стулья, сложенные из кирпича на цементном растворе. Это сказывалось, как на времени их сохранности, так и дома в целом, по сравнению с устройством закладных венцов на деревянные стулья.

Бревна в избе (так в 1960-е гг. в Стрелах называли жилую часть дома), отесанные на четверть, со временем становились темными от времени, и частью из-за задымления помещения во время протапливания печи и лежанки. В течение года крестьянки их неоднократно мыли, чаще к большим церковным праздникам, поэтому структура дерева на стенах просматривалась. Подобное относилось и к половицам. Пол мыли, используя косарь (кованный в кузнице большой нож для колки лучины), которым скребли доски, хотя после этого они «белели» совсем непродолжительное время. Только с 1950-х гг. крестьяне Стрел начали красить стены в избах, обычно в синий цвет и пол – в темно-коричневый.

В основном с этого времени жители стали пристраивать к одной из сторон дома «светелку», с двумя или тремя окнами, которую крестьяне называли «терраска». Продольный каркас, собранный из деревянных брусьев, обшивался снаружи и внутри тесом. Светелка состояла из двух частей: нижней, где находилось подсобное помещение, и верхней – с небольшой комнатой для жилья летом. Как и на доме, пристройка имела пропильную или глухую обшивку свеса карниза. На фасаде сверху мог находиться узор из накладных деталей – солнце с лучами, звезда. Зачастую в светелке с проулка (сбоку) делалось парадное крыльцо с ведущей в дом широкой деревянной лестницей, перилами и балясинами, чаще точеными.

Необходимость в таких постройках в Стрелах была вызвана наличием больших патриархальных семей, когда в доме одновременно проживали несколько крестьянских семейств одного рода. Например, три сына со своими семьями занимали одну переднюю избу и две горницы, а родители, вместе с отцом и матерью главы семейства, жили в другой передней избе.

(Наблюдения автора текста, историка Константина Степанова, были использованы при создании выставки «Послевоенный быт в окрестностях Ростова. 1945–1959»).

Случалось, пожары уничтожали дома-пятистенки, и на их месте в советское время выстраивались небольшие дома-одноколки (четырехстенки) на три окна по фасаду, рассчитанные только на одну семью. Такие дома также строились и вместо ветхих, пострадавших от времени построек. Впрочем, дома-одноколки в Стрелах, как и в других селениях уезда, строились и до 1917 г. Примечательно, что домохозяева порой обшивали свои дома тесом, который красили и украшали накладной глухой рельефной и пропильной резьбой, а также точеными деталями.

Помещение избы было многофункциональным. Это была и жилая комната и кухня, и прихожая, где на вешалках с крючками, а то и просто на вбитых в стену гвоздях висела верхняя повседневная одежда крестьян – фуфайки (телогрейки), фартуки, бушлаты, полушубки, шапки. Рядом на полу, в зависимости от времени года, ставились валенки с высокими темными резиновыми калошами, кирзовые и резиновые сапоги, туфли, боты и сандалии. Кроме этого, вдоль стены стояли большие деревянные шайки или алюминиевые бидоны с водой, а рядом – эмалированные или оцинкованные ведра и алюминиевый с крышкой подойник для молока.

Под потолком крепились подвесные деревянные полати, на которых спали молодые члены большой крестьянской семьи. Для того, чтобы было удобнее забираться на них, к голубцу и полатям приставлялась небольшая лестница из оструганных досок. Полати также красились синей краской, а бок, обращенный к передней части избы, занавешивался для красоты занавеской из ткани.

Жилое помещение крестьянского дома трудно представить без русской печи. Она обогревала помещение в холодное время года, использовалась для приготовления пищи и корма скоту. Особенно вкусными в такой печи получались кулебяки, пироги и «ноздрястый» хлеб, испеченный в специальных металлических формах. В зависимости от них он был в виде большого кулича или буханки. Расположение печи в избе зависело от планировки кухни. Она могла быть сразу при входе в избу или же за тесовой перегородкой, и тогда называлась «куть». В первом случае печь выкладывалась поперек избы, и устье с заслонкой и шестком были справа или слева от входной филенчатой двери. В «кути» же печь стояла вдоль избы, а устье с заслонкой и шесток были обращены прямо к фасадным окнам дома.

На печи выше устья имелась металлическая дверка, за которой дымоход закрывался при помощи вьюшки – двух «блинов», круглого и такого же с цилиндрическим туловом, по форме напоминающим сковороду. Рядом могла находиться еще одна дверка, закрывающая дымоход для самоварной трубы. На одном из «плечей» печки, рядом с изборовом, висела кочерга, тут же стояли ухваты, сковородник, а на шестке – чугуны и кринки. У печи на трех-четырех ножках стоял тушильник. В него металлическим совком складывались из печи горящие угли. Закрытые крышкой «с напуском» (цилиндрическое тулово в виде сковородки) они вскоре гасли, а затем использовались для нагрева воды в самоваре. Тушильники, как правило, крестьяне делали из кровельного железа.

На перекрыше русской печи спали дети и старики. Над нею, между специально подвешенным брусом, и другим, прикрепленным к стене, настилались ошкуренные «колики», на которые ставили корзины с семенным (молодым) луком, ласково называемым крестьянами «ростовский лучок». Это обеспечивало ему хорошую сохранность до весны. К печи нередко прикладывалась небольшая лежанка, к которой примыкал деревянный голубец с лазом в подполье.

Украшением кухни являлась горка, состоявшая из двух частей, нижняя имела две глухие дверки, а верхняя – со стеклами. В нижней части на одной из полок крестьянки хранили алюминиевые и эмалированные кастрюли, формы для выпечки хлеба, а на другой хлеб. Верх занимала стеклянная и керамическая посуда, находившаяся в ежедневном пользовании. На деревянной полке, край которой мог быть «волнисто» выпилен, имелись небольшие пазы, в виде усеченного конуса. В них, чередуя, вставляли алюминиевые ложки и вилки. Со стороны казалось, что они как будто зависли в воздухе. На полке стояли стопки, называемые крестьянами «лафетники». Все это придавало горке особую красоту.

Как правило, по диагонали от печи в избе находился «красный угол» с иконами и лампадой (лампадкой), зажигаемой по воскресным и праздничным дням, а порой и в будни – на ночь. Иконы были написаны масляной краской по левкасу, нанесенному на деревянную липовую деку. Однако после нескольких краж крестьяне стали избавляться от них. Сегодня икон, написанных маслом, в селении нет. Только у некоторых из верующих людей остались ещё иконы, напечатанные типографским способом на бумаге, наклеенной на картон.

Рядом с «красным углом» стоял большой деревянный стол. В праздничные дни он покрывался скатертью, а в будни – клеёнкой. На него ставили самовар, нередко купленный еще до 1917 г. Он бережно использовался и передавался из поколения в поколение как особо ценный предмет. Если в самоваре образовывалась течь, её устраняли при помощи олова, а мастеров, занимавшихся этим, крестьяне называли «лудильщиками». Члены семьи садились за обеденный стол на стулья, табуреты, а то и на лавки, покрашенные коричневой краской, соблюдая установившуюся иерархию. Занимая место под иконами, глава семейства нередко говорил: «Тут мое, тятькино место!» Это означало, что он садится туда, где раньше сидел его отец. В верующих семействах перед едой и после кто-то из старших читал молитву. Ели молча и часто из общей посуды – сковороды или большого эмалированного блюда. Поскольку трудовой день крестьянина начинался рано, «завтрак», в виде ломтя хлеба или пирога с молоком, взрослые нередко брали с собой на работу. Поэтому по утрам, особенно в летнюю страду, подростки ели позже со стариками.

У стены в избе стояла большая железная кровать, на которой спали взрослые члены семейства, а рядом могла быть небольшая детская кроватка, зачастую сделанная своими руками. Одеяла были сшиты из треугольных лоскутков материи различных цветов. Сверху на кровати могло лежать покрывало. Подушки на день накрывались белой накидушкой, связанной крестьянками крючком. По бокам кровати висели подвесы с выбитыми на швейной машинке узорами «ришелье» или вышитыми цветной нитью вручную.

Постельное белье хранилось в комодах или же в больших сундуках, окованных железными полосками, используемых с XIX века. Перед тем, как убрать белье в комод или в сундук, хозяйки стирали его вручную, а позже – в стиральных машинах, которые стали появляться в селениях в 1960-е гг. Затем белье полоскали в чистой речной воде, подсинивали и сушили на улице. В результате оно имело особый цвет и запах. Крестьянки гладили белье духовым (угольным), а впоследствии – электрическим утюгом. Наличие в помещении той или иной мебели, а также количество и качество вывешенного на улице для сушки белья говорило о материальном благополучии хозяев.

На полу жилого помещения, чаще в передней его части, лежали половики, и на кухне такие же, но меньших размеров. Нередко их шили сами крестьянки. Это были отрезы ткани с нашитыми на неё мелкими кусочками ткани разных цветов. Все это вносило в дом уют и тепло.

Помещение перед избой называлось мост (сени). Тут стояли старые шкафы и сундуки, в которых хранились продукты, одежда, посуда и другие предметы незатейливого крестьянского обихода. Одна дверь с моста вела в горницу, в которой представители семейства спали в теплое время года. В ней также могли быть шкаф для одежды, комод, небольшой стол и металлическая кровать.

В примыкавшем к дому хозяйственном дворе находились стойла для домашнего скота, птичник, дровяник, а сверху – сеновал. Сено лежало на длинных ошкуренных сосновых или еловых жердях, положенных неплотно, и сверху покрытых плетнями. Так делалось для того, чтобы сено, положенное на сеновал в конце лета или начале осени, проветривалось через щели. Таким образом оно лучше и дольше сохраняло свои полезные свойства и в течение всего стойлового периода шло на корм домашнему скоту, а некоторая часть и на подстилку. В зимние месяцы там хранились большие корзины (с двумя ручками), используемые для сбора, переноски и хранения в них урожая, и малые (с одной большой ручкой), с которыми крестьяне ходили за грибами и ягодами. Тут же были бредень или невод, различные тазы, корыта.

Дома в Стрелах были большие. Они строились артелью своих плотников, и приглашаемых со стороны. Дедушка автора – Михаил Фёдорович Степанов был хорошим плотником. Многие из стрельских домов выстроены и при его участии.

Из этого небольшого очерка видно, что дом русского крестьянина – тоже отражение национальной культуры. Дома в Стрелах строились продуманно, с учетом местных традиций и особенностей быта. Поскольку в большинстве своем они были сделаны еще до 1917 г. и в довольно хорошем состоянии сохранились до наших дней, можно с уверенностью говорить о высоком мастерстве их строителей. Впрочем, поддержание дома в добротном состоянии в последующие годы также свидетельствует о личных качествах тех, кто в нем жил.

Следует отметить, что автором статьи, в прошлом жителя деревни Стрелы, не ставилась задача подробного изложения материала по затронутой тематике.

О жилых и хозяйственных постройках, быте крестьян деревни Стрелы можно также узнать и из книги: Степанов К.А. Степановы – история одного рода: Генеалогическое исследование. Ростов, 2012.

Фотографии смотреть слева направо.


Список

домовладельцев, проживавших в Стрелах на тёмном посаде в 1968 году


Фото № 1. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен в 1920 г. Владельцем левой половины на 2-а окна (здесь и далее с восточной стороны дома) был Никита Петрович Кузин, а правой на 3-и окна (здесь и далее с западной стороны дома) – Игорь Никитич Кузин. Фото автора, 2 ноября 2013 г.

Фото № 2. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1913 г. или в 1925 г. – Александр Иванович Горюнов. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 3. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1926 г. или в 1928 г. – Александр Павлович Киселёв. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 4. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1949 г. – Алексей Павлович Вагин. Фото автора, 3 декабря 2011 г.

Фото № 5. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1907 г. – Никита Александрович Пачёхин. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 6. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1913 г. – Александр Михайлович Степанов. Фото автора, март 2010 г.

Фото № 7. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен ок. 1955 г. – Николай Иванович Тюрин. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 8. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1933 г. или в 1934 г. – Валентина Николаевна Горюнова. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 9. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1957 г. – Анатолий Михайлович Степанов. Фото автора, март 2010 г.

Фото № 10. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1914 г. или в 1920 г. Левой половины – Роман Николаевич Степанов, а правой – Николай Андреевич Степанов. Фото автора, март 2010 г.

Фото № 11. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1957 г. – Иван Андреевич Степанов. Фото автора, март 2010 г.

Фото № 12–№ 13. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен ок. 1900 г. Левой половины – Екатерина Ивановна Тюрина, а правой – Павел Васильевич Тюрин. Фото автора, 17 марта 2015 г.; 17 июля 2010 г.

Фото № 14. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1905 г. Левой половины – Николай Никитич Степанов, а правой – Адам Леонидович Панчёхин. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 15. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1982 г. Левой половины – Василий Григорьевич Паршивиков, а правой – Анна Васильевна Цаплина. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 16. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен до 1918 г. или в 1920 г. Левой половины – Серафима Николаевна Степанова, а правой – Мария Васильевна Торкова. Фото автора,март 2010 г.

Фото № 17–№ 18. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1900 г. Левой половины – Аполлинария Павловна Копнина, а правой – Сергей Александрович Степанов. Фото автора, 7 марта 2015 г.; март 2010 г.

Фото № 19. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1895 г. Левой половины – Фёдор Михайлович Цаплин, а правой – Дмитрий Николаевич Степанов. Фото автора, 11 март 2010 г.

Фото № 20. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1899 г. Левой половины – Аркадий Иванович Тюрин, а правой – Анатолий Иванович Лысов. Фото автора, 2 ноября 2013 г.

Фото № 21. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен ок 1960 г. – Александр Никитич Степанов. 28 октября 2011 г.

Фото № 22. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1899 г. или в 1900 г. Левой половины – Сергей Егорович Тюрин, а правой – Никита Константинович Степанов. Фото автора, март 2010 г.

Фото № 23. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду,  построен ок 1955 г. – Виктор Николаевич Тюрин. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 24. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1963 г. – Василий Васильевич Смирнов. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 25. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1931 г. – Николай Николаевич Горелов. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 26–№ 27. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1902 г. – Валентина Александровна Паршивикова. Фото автора, 2 ноября 2013 г.; 7 марта 2015 г.

Фото № 28. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен ок 1961 г. – Анатолий Николаевич Кузин. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 29. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1907 г. – Николай Николаевич Лысов. Фото автора, 2 апреля 2015 г.

Фото № 30. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен ок 1950 г. – Николай Николаевич Паршивиков. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 31. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен в 1893 г. Левой половины на 3-и окна – Валентина Алексеевна Лапшина, а в правой на 2-а окна – Мария Александровна Паршивикова. Фото автора, 2 ноября 2013 г.

Фото № 32. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1921 г. Левой половины – Борис Фёдорович Тюрин, а правой – Николай Михайлович Тюрин. Фото автора, 7 марта 2015 г.


Список

домовладельцев, проживавших в Стрелах на светлом посаде в 1968 году


Фото № 33. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен до 1918 г. – Иван Иванович Панчёхин. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 34. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1950 г. – Николай Николаевич Тюрин. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 35. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен до 1918 г. – Александра Павловна Силина. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 36. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен до 1904 г. Левой половины (здесь и далее с западной стороны дома) – Алексей Васильевич Тюрин, а правой (здесь и далее с восточной стороны дома) – Василий Иванович Тюрин. Фото автора, декабрь 2012 г.

Фото № 37. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен до 1921 г. или в 1925 г. Левой половины – Валерий Васильевич Лапшин, а правой – Василий Владимирович Лапшин. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 38. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду,  построен на 6-ть окон по фасаду в 1882 г. или в 1885 г. (перестроен на 3-и окна ок. 1990 г.) – Геннадий Алексеевич Горелов. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 39. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1959 г. – Виталий Павлович Силин. Фото автора, 7 июня 2014 г.

Фото № 40. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1909 г. Левой половины – Александр Григорьевич Киселёв, а правой – София Александровна Горелова. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 41–№ 42. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1899 г. Левой половины – Константин Николаевич Кузин, а правой – Павел Алексеевич Вагин. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 43. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен до 1910 г. или в 1917 г. Левой половины – Павел Александрович Киселёв (он же Соколов), а правой – Нина Васильевна Вагина. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 44. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен в 1909 г. – Борис Иванович Тюрин, а с 1969 г. – Роман Николаевич Панчёхин. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 45. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1936 г. – Ольга Васильевна Дронова. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 46. Двор дома одноколка (вид с северо-запада) – Ольга Васильевна Дронова. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 47–№ 48. Печь в избе дома одноколка – Ольга Васильевна Дронова. Фото автора, 18 августа 2013 г.

Фото № 49. Печной боров на чердаке дома одноколка – Ольга Васильевна Дронова. Фото автора, 18 августа 2013 г.

Фото № 50–№ 52. Чердак дома одноколка – Ольга Васильевна Дронова. Фото автора, 18 августа 2013 г.

Фото № 53. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1936 г. – Николай Николаевич Баранов. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 54–№ 55. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1905 г. Левой половины – Михаил Александрович Семёнов, а правой – Николай Павлович Паршивиков. Фото автора, 17 августа 2013 г.; 15 марта 2015 г.

Фото № 56. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1902 г. Левой половины – Николай Константинович Кузин, а правой – Александр Николаевич Горюнов. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 57. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1908 г. Левой половины – Борис Петрович Панчёхин, а правой – Николай Павлович Силин. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 58. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1948 г. – Галина Александровна Панчёхина. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 59. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1918 г. или в 1921 г. – Леонид Иванович Кузин. Фото автора, 3 декабря 2011 г.

Фото № 60. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, или в 1921 г. Левой половины – Сергей Алексеевич Тюрин, а правой – Александр Константинович Тюрин. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 61. Дом пятистенок на 5-ть окон по фасаду, построен до 1918 г. Левой половины – Юрий Никитич Панчёхин, а правой – Евдокия Петровна Горюнова. Фото автора, 1 апреля 2007 г.

Фото № 62. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1916 г. или в 1925 г. – Василий Васильевич Панчёхин. Фото автора, 2 января 2011 г.

Фото № 63. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду (кирпичный, построен в 1965 г.) – Сергей Сергеевич Панчёхин. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 64. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1919 г. – Константин Павлович Панчёхин. Фото автора, 2 ноября 2013 г.

Фото № 65. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1918 г. или в 1919 г. – Иван Александрович Кузин. Фото автора, 2 ноября 2013 г.

Фото № 66–№ 67. Спилы бревен на доме одноколке – Иван Александрович Кузин. Фото автора, 22 июля 2013 г.

Фото № 68. Дом одноколок на 3-и окна по фасаду, построен в 1922 г. или в 1925 г. – Николай Иванович Тюрин. Фото автора, 7 июня 2014 г.

Фото № 69. Дом пятистенок на 6-ть окон по фасаду, построен в 1918 г. или в 1923 г. Левой половины – Нина Александровна Степанова, а правой – Алексей Алексеевич Дубынин. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 70. Светлый посад (вид с востока). На переднем плане дом Александра Григорьевича Киселёва и Софии Александровны Гореловой, а на втором – Виталия Павловича Силина. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 71. Светлый посад (вид с юго-востока). На переднем плане дом Павла Александровича Киселёва (Соколова) и Нины Васильевны Вагиной, а на втором – Константина Николаевича Кузина, и Павла Алексеевича Вагина. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 72. Светлый посад (вид с востока). На переднем плане дом Николая Николаевича Баранова, а на втором – Ольги Васильевны Дроновой (с 1969 г. – Лидии Николаевны Лапшиной). Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 73. Тёмный посад (вид с запада). На переднем плане дом Аркадия Ивановича Тюрина и Анатолия Ивановича Лысова, а на втором – Фёдора Михайловича Цаплина и Дмитрия Николаевича Степанова. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 74. Тёмный посад (вид с запада). На переднем плане дом Аркадия Ивановича Тюрина и Анатолия Ивановича Лысова. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 75. Светлый посад (вид с запада). На переднем плане дом Николая Константиновича Кузина, а на втором – Бориса Петровича Панчёхина и Николая Павловича Силина. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 76. Тёмный посад (вид с запада). На переднем плане дом Аполлинарии Павловны Копниной и Сергея Александровича Степанова, а на втором – Серафимы Николаевны Степановой и Марии Васильевны Торковой. Фото автора, 15 марта 2015 г.

Фото № 77. Тёмный посад (вид с востока). На переднем плане дом Аполлинарии Павловны Копниной и Сергея Александровича Степанова, а на втором – Фёдора Михайловича Цаплина и Дмитрия Николаевича Степанова. Фото автора, 7 марта 2015 г.

Фото № 78. Тёмный посад (вид с востока). На переднем плане дом Серафимы Николаевны Степановой и Марии Васильевны Торковой. Фото автора, 21 сентября 2014 г.

Фото № 79. Тёмный посад (вид с востока). На переднем плане дом Николая Никитича Степанова и Адама Леонидовича Панчёхина, а на втором – Василия Григорьевича Паршивикова и Анны Васильевны Цаплиной. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 80. Тёмный посад (вид с северо-запада). На переднем плане ручей Проток (Протока), а также дом Екатерины Ивановны Тюриной и Павла Васильевича Тюрина. Фото автора, февраль 2010 г.

Фото № 81. Светлый посад (вид с запада). На переднем плане дом Леонида Ивановича Кузина. Тёмный посад (вид с запада). На переднем плане дом Екатерины Ивановны Тюриной и Павла Васильевича Тюрина. Фото автора, 10 мая 2014 г.

Фото № 82. Тёмный посад (вид с востока). На переднем плане пруд и дом Валентины Николаевны Горюновой, а на втором – Анатолия Михайловича Степанова. Фото автора, 1 апреля 2007 г.

Фото № 83. Тёмный посад (вид с востока). На переднем плане дом Александра Михайловича Степанова, а на втором – Николая Ивановича Тюрина. Фото автора, 11 марта 2012 г.

Фото № 84. Тёмный посад (вид с запада). На переднем плане дом Константина Павловича Панчёхина, а на втором – Ивана Александровича Кузина. Фото автора, 10 мая 2014 г.