В этом году Масленица будет проходить 17 марта. Программа праздника основана на русских народных сказаниях, насыщена национальным фольклором, интересными действиями и развлечениями. Главные герои праздника – разудалый Емеля и веселая щука. Гостей Ростова в этот день ждет красочное масленичное шествие, театрализованное представление, зимние забавы, катание на снегоходах, фирменная уха, приготовленная из озерной рыбы, и традиционные масленичные блины с чаем из самовара.


Валерий Кокурин. Ростов. Проводы зимы. 1994

Наша Масленица годовая,
Наша Масленица годовая!

Наша Масленица годовая,
Она гостица дорогая,

Она гостица дорогая,
Она пешею к нам не ходит,

Она пешею к нам не ходит,
Все на конях разъезжает!

Все на конях разъезжает!
Чтобы коники были вороные,

Чтобы коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй, Масленица!

КАК ОТМЕЧАЛИ МАСЛЕНИЦУ В ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ И ТРАДИЦИИ ДРУГИХ ГУБЕРНИЙ РОССИИ.

Петр Грузинский. Масленица. 1889

КАТАНИЯ НА ЛОШАДЯХ

Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!

Главным развлечением Масленицы было катание на лошадях. В Ярославле выездные сани украшали коврами, раскладывали на них подушки в ярких наволочках, лошадей запрягали в сбрую с расписными, увитыми лентами дугами. Особенно много катались в среду и четверг: у кого выезд лучше, кто лучше разукрасил свою тройку. В четверг и пятницу по Духовской (ныне Республиканская) улице устраивали гонки на лошадях, и горе неумелому – сомнут! Лучшие тройки, считалось, держал купец Иван Александрович Вахрамеев. Любитель и знаток лошадей, он в масленицу отводил душу: гонял на тройке по Духовской вниз до своей мельницы и назад. Простые горожане в это время старались там не показываться.

Состоятельные люди устраивали большие сани - «лодки», в которых помещалось до 30 человек. Сзади располагался оркестр. Эти лодки «плыли» по центральным улицам города под веселую музыку.

Известно, что в 1722 году Масленица праздновалась особенно пышно по случаю заключения мира со Швецией. На традиционные катания по льду Москвы-реки были приглашены иностранные послы, сам Петр I ехал впереди процессии на санях в виде корабля, в которые были запряжены 16 лошадей, а за царем следовала его супруга Екатерина, одетая простой крестьянкой. Палили пушки, и вокруг ликовал народ. Возможно, что местная традиция катаний на «лодках» берет начало именно с этого праздника.

Мужики и бабы из простолюдинов разъезжали на простеньких дровнях. Обычно крестьяне берегли лошадей, но на Масленицу их не жалели. Крестьяне проезжали на своих клячах десятки верст, чтобы попасть «съездки» - грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь большом селе. Так, на такие «съездки» в одном из сел Вологодской губернии собиралось до 600—800 лошадей. Охотнее всего катали молодых девушек, которых поили пивом, брагой и угощали гостинцами. Катались и бабы, чтобы похвалиться шубой (для этого шубы подвертывали сзади, показывая дорогой мех). Они не надевали варежек, чтобы все видели, сколько у них на пальцах колец. Но всех больше катались молодожены, обвенчавшиеся в предшествовавший месяц, так как им нужно было выезжать в люди, чтобы продемонстрировать свое счастье, и отдавать визиты всем, кто пировал у них на свадьбе.

В Москве на Масленицу ездили кататься в Рогожскую, в которой в это время устраивалось действительно грандиозное катанье. Здесь высматривали невест и женихов.

В Переславле Залесском, Юрьеве Польском, во Владимире делали поезд: выбирали самые вместительные сани, укрепляли в них столбец, к столбу привязывали колесо, на которое сажали мужика, который держал в руках вино и калачи. За этими санями тянулась вереница саней с народом, который пел и играл на народных инструментах.

В Зарайске возили на санях дерево, украшенное лоскутками и бубенчиками, а следом опять- таки ехали певцы и музыканты.

В Архангельске мясники возили в санях бычину, крепко держа его, а к саням прицепляли вереницу саней для любителей острых ощущений.

В некоторых областях Сибири состязались между собою конные и пешие.

Масленичные песни

ПЕНИЕ КОЛЯД

В Ярославле с четверга фабричные ходили по домам, играли на балалайках, рожках, поздравляли с праздником хозяев: «Прикажи, сударь-хозяин, коляду пропеть».


Каляда-моляда,
Прикатила молода!
Масленицу встречайте,
Добром друг друга одаряйте.

Масленица - кривошейка.
Встречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!

Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила!

С пылу, с жару, из печи
Блины, булки, калачи.
Всё, что есть, на стол мечи:
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!

В конце говорили: «Благодарим за хлеб, за соль, за щи — спляшем, за кашу — песенку споем, а за кислое молоко выскочим высоко». За пение колядок хозяин подносил пиво, деньги. Если же хозяева жадничали, им кричали "Паршивые блины по аршину длины!".

В Сольвычегорске вскладчину варили в этот день пиво.

Леонид Соломаткин. Масленица. Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. Адмиралтейская площадь во время Масленицы. 1850-е гг. Владимир Рябчиков. Катание на санях.

КАТАНИЯ С ГОРОК

На Масленицу на горках покататься, в блинах поваляться

Самым любимым делом на масленицу было кататься на ледяных горках. Их украшали елками, фонарпиками, ледяными фигурами.

Часто катались на "корежках" — досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу реки или озера катушку из толстых бревен и жердей. Она была такой крутой и длинной (до 300 метров), что дух захватывало. Катались и на обычных санках, и на коньках, малыши катались на ледянках — небольших дощечках, впереди заостренных и выдолбленных в виде корытца, на ноги надевались "чуни" — тряпичные сапоги, подошвы которых тоже обливались водой и замораживались. Катались на снопах соломы или на старых телячьих шкурах, слешах, «на лубу».

В Загородном саду - любимом месте прогулок ярославцев – строили большие горки (деревянные, облитые водой), и стар и млад катались с них. Катались на специальных салазках, особенно красивые вырезали из дерева для молодоженов, использовали и плетеные корзины, облитые водой, и скамейки-доски с упором для ног, обмазанные навозом и облитые водой для лучшего скольжения.

Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем народе, не вызывая при этом осуждения. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Все это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодежь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определенным количеством поцелуев.

Внизу их ждала ватага встречающих: летели снежки, опрокидывались санки, и со смехом все вместе летели в снег. Верили, что чем выше поднимется молодежь на горки, тем лучше уродятся хлеба, чем дальше сани прокатятся, тем длиннее льны вырастут и масло будет хорошо сбиваться, чем жарче веселье людей, тем скорее растаят снега.

Любовь Титовец. Масленица в деревне. Борис Кустодиев. Масленица. 1919

ГУЛЯНИЯ «СТОЛБЫ»

В Ярославле на Ростовской улице (ныне улица Андропова), в понедельник устраивали гулянье - «столбы». Сюда обязательно приходили молодые, повенчавшиеся в мясоед. В древности молодые стояли по сторонам улицы столбами (отсюда название - «столбы»), а горожане ходили между ними и обсуждали, «любовались» парами. Впоследствии ярославцы просто гуляли от Варваринской (Трефолева) до Рождественской улицы (ныне Нахимсона). Трактир, который располагался на этой улице, получили название «Столбы». Современники отмечали, что молодые должны были не просто гулять, а продемонстрировать всю новую одежду, которая у них есть, поэтому частенько во время снегопада можно было увидеть даму в летней соломенной шляпке. Меняли одежду за время гулянья 5-6 раз.

В Ростове такое гулянье устраивали в четверг на Базарной площади и тоже называли «столбы».

Борис Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке. 1897 Федор  Солнцев. Кулачный бой. 1836

КУЛАЧНЫЕ БОИ

Масленица-пышка на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться!
Ребята-дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все на масленицы на боки!

Более суровыми развлечениями масленицы были кулачные бои. Это были массовые драки, в которых с обеих сторон порой участвовали до нескольких сот человек. Чаще всего они происходили на льду замерзших рек и на улицах. В Москве такие бои проходили на Болотной площади. «Буй» (кулачный бой) устраивали в пятницу или субботу. Дрались до первой крови, синяки, выбитые зубы, сломанные руки и ноги не считались особой травмой. Кулачные бои начинались с утра и продолжались до вечера. Сначала дрались «сам на сам, один на один», а потом только «стена на стену». Участвовали в этой жестокой потехе мужчины всех возрастов, и даже дети (не моложе 10 лет).

Для борьбы «один на один» расчищали круг. Боец входил в него и выкликал желающих помериться силой. Соперника требовалось положить на обе лопатки или перекинуть через себя. У борьбы «на кулачки» были свои правила: лежачего не бьют, в руки ничего не берут. «Кулачки» были борьбой, а не дракой, борьбой по правилам.

Бои «стенка на стенку» проходили иначе. Начинала бой детвора. Шли «улица на улицу» или «деревня на деревню». Когда одна сторона теснила другую, на помощь приходили старшие, а потом вступали взрослые. За соблюдением правил следили старики. К вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгоралась с новой силой. Тут уже дрались все, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Многие бойцы уходили с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них были разорваны в клочья. На снегу алели пятна крови.

Драки на масленицу проходили во всех городах и селах России. Так, в 1872 году, самарский полицмейстер докладывал губернатору, что в один из таких дней «запанские горчишники в пьяном буйстве схватились с троицкими, да так крепко бились, что три человека были убиты до смерти, а не меньше 20 погромщиков были унесены с площади с разбитыми головами и переломанными руками и ногами. На место беспорядков приехали на подводах 15 городовых и пожарные с кишкой и бочкой. Но в побоище трем городовым разбили лицо, двоим головы, у одного украли шапку, еще четверым порвали мундиры, а у пожарных горчишники отняли кишку и вместо толпы на морозе поливали их самих».

В конце XIX века было принято, что богатые купцы ставили выпивку победителям.

Анна Черкашина. Масленица. 2002 Василий Нестеренко. Конфетки, бараночки...1997 Игорь Шаймарданов. Масленица

МАСЛЕНИЧНАЯ ТРАПЕЗА

Без блина не маслена, без пирога не именинник.
Блин не клин, брюха не расколет.
Не подбивай клин под овеян блин — поджарится и сам свалится.
Где блины, там и мы.
Первый блин комом.

В России испокон веку в течение всей Масленой недели главным лакомством были блины, щедро сдобренные сливочным маслом. Их пекли в каждом доме. Блины были и дома, и на улице. С утра до вечера ходили блинщики, зазывая: "Кому блины горячи, кому маслены!"

Один из иностранных гостей, посетивших Россию в 1698 году, так описывает праздник Масленицы: «У русских Масленица начинается за восемь дней до Великого поста… Всю Масленицу день и ночь по всем городам и деревням продолжается обжорство и пьянство. В это время пекут блины, пирожки, калачи и тому подобное в масле и яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности.

Невозможно пройти мимо кабака и не увидеть пять-шесть мужиков, валяющихся у крыльца в пьяном беспамятстве даже на сильном морозе».

В очерке «Зимний вечер в бурсе» писателя Николая Помяловского читаем: «… Ученикам повстречался рыжий монастырский сторож, до безобразия огромного роста…  Известно было, что сторож однажды на масленице, не сходя с места, съел семьдесят три блина и выпил четверть ведра сиводёру, то есть водки». У А. П. Чехова есть юмореска «Глупый француз», герой которой — цирковой клоун, француз — приходит в знаменитый московский трактир Тестова, чтобы позавтракать, попадает гам «на блины» и приводит в ужас от количества блинов, поглощаемых его соседом по столику. Сосед заказывал порцию за порцией, требуя сразу по десять-пятнадцать блинов. Французу даже показалось, что этот человек решил покончить с собой необычным способом - умереть от обжорства. Но оказалось, что все сидящие вокруг едят столько же много блинов, как и этот посетитель, и все чувствуют себя превосходно.

Почему же символом Масленицы стали именно блины?

Это праздничное ритуальное лакомство славянам-язычникам было известно задолго до крещения Руси. Блин, круглый и хорошо прожаренный, снятый «с пылу», – это понятный всем и каждому образ Солнца. Поэтому их во множестве пекли к новогоднему празднику русичей, который, как известно, приходился на 1 марта (по новому стилю – на 14 марта). Особо почитался Ярила, древнеславянский бог Солнца, поэтому весной вполне закономерным выглядел обряд употребления в пищу блинов, дающих человеку ту могучую силу, благодаря которой светило побеждает в своей извечной борьбе с зимней стужей.

Правда, само слово «блин» к русским пришло только после широкого распространения христианства. В Библии упоминаются «млины сковрадные», которыми царь Давид от щедрот кормил весь народ по случаю перенесения ковчега Господня. В русском же языке слово «млин» довольно быстро превратилось в «блин», став более удобным для разговорной речи.

Вкушали на масленицу до 30-50 перемен блюд, ибо существовало поверье: не погулять от души на масленице, не поесть всласть в сырную неделю - жить весь год в горькой беде, сидеть «калекой без ног».

Иван Сергеевич Шмелев. Из книги «Лето Господне»: «Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы... икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашей... наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, легкие, блинцы с яичками... еще развареная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой... желе апельсиновое, пломбир миндально-ванилевый...».

В некоторых местностях, помимо блинов, пекли еще оладьи и творожники. Оладьи появились при Иване Грозном, когда наладились торговые отношения между русскими и греками. Этот пышный, жирный блинчик — действительно праздничное угощение, ибо не всякий день русские могли себе позволить жарить лепешки на греческом оливковом масле. Жмых от этого масла по-гречески — "эладион". Вот от "оливок" и " эладиона" и произошло слово «оладьи». Существуют особые масленичные традиции, связанные с угощением гостей новобрачными. В Вятской губернии устраивали «целовальник». В субботу, на Масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездила целовать молодушек, которые жили замужем первую Масленицу. По установившемуся ритуалу, молодая подносила каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целовался с ней.

Существовал также обычай зарывать в снег молодых или валять их в снегу. Традиционным выкупом было угощение. Положено было заплатить (угостить) деревне, откуда пришла жена.

Масленица, масленица,
Семенова племянница,
Обманула - провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем Пасху святить,
Будем яйца красить,
Ура!

ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ

Анна Виноградова .Шествие масляничного поезда. 2006

ПРОЩАЛЬНЫЕ КАТАНИЯ

В Симбирской, Саратовской, Пензенской губерниях в последний день масленицы устраивали поездку по городам и весям. Для поезда сколачивали несколько дровней и саней. В средние дровни ставили столбец, на него - колесо, на колесо сажали мужика, опытного в причитаниях и забавах. Вместо лошадей впрягались люди, чудно украшенные. Поезд разъезжал по улицам, его встречали и провожали пением, шутками, вокруг поезда плясали скоморохи, колоброды.

В Ярославле прощальный поезд назывался околка, в Нерехте - обоз, в Туле - круг и конец.

В Пошехонском районе, в специальную повозку запрягали десять лошадей «гусем» (одна за другой), на каждую сажали верховых, одетых в рубища, перепачканных сажей, увешанных коровьими колокольчиками, всякими погремушками. В перепачканную повозку сажали пьяного, тоже перепачканного сажей, в рваной одежде, облитой пивом, напротив него ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, оладьями, а также штоф вина, в руки давали большой бокал с вином. Смысл этого действа - Масленица едет домой.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891

СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ

К последнему дню масленицы строили в городах и крупных селах крепости из снега. Наиболее широкое распространение обычай «взятия снежного городка» получил в Сибири и на Урале.

Над входом в крепость перекидывали арку из снежных глыб. Поверху украшали сооружение ледяными фигурками или флажками, вечером иногда зажигали там факелы. Выбирался «городничий», обязанный защищать город.

В прощеное воскресенье к крепости двигался масленичный поезд. Устраивали его как можно забавнее. На старые сани ставили ветхую лодку, какие-нибудь короба или сооружали помост. Поезд тащили «тощие клячи», обвешанные мочалами, вениками, запряженные веревочной сбруей. В поезде сидели ряженые: «царь» с «генералами», тут же находился зубоскал-насмешник. Масленичный поезд сопровождала толпа ряженых, вокруг сновали зеваки. Все многолюдье шумело, шутило, перекидывалось остротами и снежками, продвигаясь к крепости.

Здесь разделялись на пеших «защитников» и конных «нападающих». «Царь» или «генерал подавали знак, и всадники мчались, разметая толпу. Их задача - прорваться через град снежных снарядов, «разломить» город, разрубить его арку, завладеть флагом «на городе» и самим «городничим». Удальца-победителя при всеобщем ликовании стаскивали с лошади и купали в снегу.

Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова.Масленица. Прощеный день в крестьянской семье.

ОБРЯДЫ ПРОЩЕНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ

Последний день Масленицы называли «поцелуйный день», или «прощеное воскресенье»: необходимо было перед наступлением Великого поста очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждом доме утро начиналось с того, что дети просили прощения у родителей, младшие — у старших. В знак полного примирения целовались. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. Россияне становились в этот день как бы одной большой семьей.

В церкви просили друг у друга прощения на вечерней воскресной службе на особом «Чине прощения».

Прощание между родными и знакомыми продожалось вечером. Шли к старшему в роду, семье, бедные - к богатым. Несли с собой пряники. Прощаясь, говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощение завершали поцелуем и низким поклоном. Дети перед сном кланялись в ноги отцу с матерью и просили прощения.

Новобрачные ездили по гостям, отдаривая тестя и тещу, свекра и свекровь, сватов и подружек за свадебные подарки. Самый дорогой подарок - пряники узорчатые с надписями: «кого люблю, того дарю», «чин чина почитай и подарок не забывай», «милости просим наших хлеба-соли», «за все благости наше низкое челобитьице».

В прощеное воскресенье масленичные визиты были обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходили к кумовьям с «отвязьем», то есть приносили им пшеничный хлеб — «прощенник» (этот хлеб готовился специально для Масленицы, пекся с изюмом и украшался вензелями). Популярны были в качестве дорогого и желанного подарка тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки. Дарились для кума - полотенце, для кумы - брус мыла. В свою очередь, кум и кума отдавали визит крестнику, одаривая его подарками: кум приносил чашку с ложкой «на зубок», а кума ситцу на рубашку - «ризку», более богатые кумовья дарили свинью, овцу или жеребенка.

Семен Кожин. Масленица. Проводы зимы в XVII веке.

ПРОЩАЛЬНЫЙ КОСТЕР

Чучело Масленицы делали не везде, в основном в средней и южной России. В Московской губернии брали сноп соломы и вдевали его в девичий сарафан. В Калужской и Орловской губерниях ладили соломенную куклу и надевали на нее женский костюм, а в Псковской — овчинную шубу мехом вверх. Малевали смешную рожицу, насаживали на кол и весь день возили или носили по улицам, а в сумерках разрывали, топили или сжигали.

В Нерехте и Ярославле принято было сжигать Масленицу. Вечером выходили на открытое место, неся с собою солому. Складывали ее и сжигали под пение обрядовых песен:

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщину!

Чучело, чучело,
Поднимись повыше.
Покажи нам, чучело,
Что горит на крыше.

Чучело, чучело,
Повернись кружком,
Назовись петушком
С красным гребешком.
Посиди высоко,
Всем видать далеко.

Вечером, как стемнеет, устраивали большой высокий костер - жгли дегтярные бочки. Вокруг огня собирались молодцы, девицы, матери и отцы, даже с младенцами на руках. Малышам показывали: «молоко горит, до Пасхи не проси». Когда костер догорал, то пожилые уходили домой на покой, а молодые собирались в чьем-либо доме и продолжали веселиться. В Ярославле высокие костры раскладывали на левом берегу Волги, а в последние годы костер раскладывают неподалеку от кафедрального собора - на берегу Которосли. Сейчас эта традиция получила второе рождение.

В центральной России, Сибири, на Урале молодежь до темноты ездила на санях с чучелом Масленицы, которую с песнями и прибаутками сжигали затем на открытом месте. В Калужской губернии принято было разыгрывать перед этим похороны Масленицы, а затем петь у кострища песни.

Прощай, Масленица-вертушка,
Настает Великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Как на масленой неделе
В потолок блины летели!
И-их!

Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила, семь недель, а остался один день!

Масленица-ерзовка
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Масленица-мокрохвостка!
Поезжай домой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна-красна,
Наша ладушка пришла!

Ай, Масленица, Обманщица!
До поста довела - Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ О МАСЛЕНИЦЕ

На Масленицу неделю пируешь, семь опохмеляешься
Не все коту Масленица
Масленица объедуха, деньгам приберуха
Хоть и пируй-гуляй, на Маслену, а про Великий пост вспоминай
Не житьё, а Масленица.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Милости просим к нам об Масленице со своим добром, с честным животом.
Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.
Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
Была у двора Масленица, да в избу не зашла.